7 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа
8 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа
9 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа
Программа разработана на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением
интеллекта
(вариант
1)
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы
№ 25 им. Штанева Я.И. 5-9 класс, утверждённой педагогическим советом
от 29.08.2025г. протокол №1
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Общая характеристика учебного предмета «Основы
социальной жизни»
3.
Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в
учебном плане школы
4.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы социальной жизни». Требования к результатам освоения
АООП (БУД)
5.
Система оценки достижений обучающимися
планируемых результатов освоения программы
6.
Содержание учебного предмета «Основы социальной
жизни»
7.
Тематическое планирование
8.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1)
2
разработана и утверждена на педсовете ГКОУ КК школы-интерната ст-цы
Шкуринской на основе документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с нарушением интеллекта»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
- Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с нарушением интеллекта 5-9 классы (вариант
1); утверждённой педагогическим советом от 28.08.2025 г. протокол №1
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Изучение учебного предмета "Основы социальной жизни" имеет
своей целью практическую подготовку обучающихся с нарушением
интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет,
состоят в следующем:
3
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться
услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
2. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной
жизни»
В системе образования обучающихся с нарушением интеллекта
учебный предмет «Основы социальной жизни» направлен на
практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду,
на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышения уровня общего развития обучающихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и
психофизических особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения
объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать и совершенствовать у
обучающихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в
окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями,
организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по
различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование
умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса
обучающихся и т. д. «Питание» - один из важнейших разделов, который
решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении
питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о
разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для
роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование
умений определить простейшими приёмами экологически чистые
4
продукты: приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы
творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и
украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:
трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой
культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к
продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое
соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание
желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания,
ловкости,
внимания,
наблюдательности,
памяти,
находчивости,
сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным
традициям.
3. Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в
учебном плане
Учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в
обязательную предметную область «Человек и общество» учебного плана
государственного
казенного
общеобразовательного
учреждения
специальная (коррекционная) школа-интерната станицы Шкуринской для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.
Программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс).
Годовой учебный план ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской:
5 – 9 классы
Предме
Классы
Количество часов в год
тные области
Учебные
5
6
7
8
9
Всего
предметы
Обязательная часть
4.
4.1. Основы
6
6
6
6
6
Человек
и социальной жизни
68
68
68
68
68
340
общество
Годовой учебный план ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской:
5 – 9 классы
Предмет
Классы
Количество часов в неделю
ные области
Учебные
5
6
7
8
9
Всего
5
предметы
Обязательная часть
4.
4.1. Основы
Человек
и социальной жизни
общество
6
2
2
6
2
6
6
2
6
2
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы
социальной жизни»
Требования к результатам освоения АООП.
Освоение обучающимися программы по предмету «Основы
социальной жизни», созданной на основе ФГОС, предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы включают
индивидуально – личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающихся, социально значимые ценностные установки:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
на основе их социальной необходимости; осознание своей
национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира,
чувства гордости за свою Родину;
- принятие и освоение новой социальной роли, развитие
самоуважения;
-умение определять сильные и слабые стороны своей личности с
помощью учителя;
- формирование внутренней позиции обучающегося, принятие и
освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные
стороны своей личности;
- умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя);
понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью
учителя;
- умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия
объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
6
10
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают
освоенные обучающимися знания, умения и навыки, специфичные для
каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с нарушением интеллекта не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Предметные результаты освоения программы
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
1-й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- Обучающиеся должны уметь
-Обучающиеся должны уметь
прочитать рецепт блюда и подобрать к самостоятельно прочитать рецепт
нему продукты питания, нарезать хлеб, блюда и подобрать к нему продукты
сырые и вареные овощи, строго питания, нарезать хлеб, сырые и
соблюдать правила безопасной работы с вареные овощи, строго соблюдать
острыми предметами.
правила безопасной работы с острыми
Совершать
вечерний
и предметами.
утренний туалет в определенной
Без напоминания взрослых
последовательности,
правила самостоятельно совершать вечерний и
закаливания организма,
правила утренний туалет в определенной
содержания личных вещей.
последовательности,
правила
Знать виды медицинской закаливания организма,
правила
помощи, профилактические средства содержания личных вещей.
для предупреждения вирусных и
Знать виды медицинской
простудных заболеваний.
помощи, профилактические средства
Различать одежду и обувь в для предупреждения вирусных и
зависимости
от
их
назначения, простудных заболеваний, понимать
подбирать одежду и обувь по сезону, последствия самолечения.
сушить и чистить обувь и одежду.
Самостоятельно различать
Следить за своей осанкой, одежду и обувь в зависимости от их
походкой, правильно сидеть за столом, назначения, подбирать одежду и обувь
пользоваться столовыми приборами.
по сезону, сушить и чистить обувь и
- Писать адрес на почтовых конвертах, одежду.
соблюдать порядок на рабочем месте и
Без руководства взрослых
во всем жилом помещении.
следить за своей осанкой, походкой,
7
Соблюдать
правила правильно
сидеть
за
столом,
поведения в общественном транспорте, пользоваться столовыми приборами.
правила
дорожного
движения,
- Уметь писать адрес на почтовых
различать знаки дорожного движения.
конвертах, соблюдать порядок на
- Выбирать необходимые продукты
рабочем месте и во всем жилом
питания,
округленно
подсчитывать
помещении.
сумму и сдачу, культурно вести себя с
Знать
виды
работниками торговли.
общественного
транспорта,
соблюдать правила поведения в
общественном транспорте, правила
дорожного
движения,
различать
знаки дорожного движения.
Самостоятельно выбирать
необходимые продукты питания,
округленно подсчитывать сумму и
сдачу, культурно вести себя с
работниками торговли.
6 класс
1-й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- Обучающиеся должны знать способы -Обучающиеся должны
уметь
выбора и хранения доброкачественной пользоваться
нагревательными
продукции, способы приготовления приборами, строго соблюдая технику
каши, картофеля, макарон, заваривать безопасности, нарезать хлеб, сырые и
чай и варить яйца.
вареные овощи.
- значение личной гигиены для - значение личной гигиены для
здоровья и жизни человека, правила и здоровья и жизни человека, правила и
приемы ухода за органами зрения, приемы ухода за органами зрения,
негативное влияние на организм негативное влияние на организм
человека вредных веществ.
человека вредных веществ.
-Санитарно-гигиенические требования - Пришивать пуговицы, крючки, петли,
и
правила
безопасной
работы вешалки.
колющими
и
режущими -Зашивать одежду по распоровшемуся
инструментами,
электроприборами, шву, подбирать моющие средства для
правила
стирки
изделий
из стирки одежды из хлопчатобумажной
ткани.
хлопчатобумажной ткани.
-Гигиенические требования к жилому -Записывать фамилию, имя, отчество
помещению,
правила
и своих членов семьи, выполнять
последовательность
проведения правила поведения в семье. Рассказать
влажной и сухой уборки, использование о месте работы родителей, занимаемой
должности,
выполнять
в уборке пылесоса, способы ухода за ими
мебелью и полом, в зависимости от определенные обязанности в семье.
-Производить сухую и влажную уборку
покрытия.
помещения, чистить с помощью
8
-Виды
пригородного
транспорта, пылесоса, ухаживать за мебелью и
стоимость
проезда,
порядок полом.
приобретения билета.
-Выбирать наиболее рациональные
-Виды
магазинов
промышленных маршруты при передвижении по
товаров, виды специализированных городу, ориентироваться в расписании
магазинов, правила поведения в пригородных поездов.
магазине и общения с работниками -Выбирать нужный товар, выяснять
магазинов.
срок годности, оплачивать и соблюдать
- Виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения в магазинах города.
правила поведения на почте.
- знать порядок отправления писем
-виды медицинской помощи; функции различного
вида,
стоимость
основных
врачей-специалистов;
о пересылки.
возможном вреде самолечения.
-записываться на приём к врачу;
- Виды доврачебной помощи, правила вызывать скорую помощь, врача на
оказания первой помощи при ссадинах дом; приобретать лекарства в аптеке;
и порезах.
описывать симптомы болезни.
Виды детских учреждений и их
назначение.
7 класс
1-й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
-Обучающиеся должны знать виды -Обучающиеся
должны
уметь
питания и их особенности, значение пользоваться
механическими
и
первых и вторых блюд, правила электрическими бытовыми приборами,
безопасности
при
использовании готовить первое и второе блюдо по
механических и электрических бытовых рецепту, составлять меню завтрака.
приборов при приготовлении пищи.
-Ремонтировать разорванные места
- Правила и приемы глажения блузок и одежды, штопать, пришивать пуговицу
рубашек, назначение прачечной и виды и петельку; гладить изделий из
её
услуг,
последовательность
и различных видов тканей, знать правила
особенность глажения одежды из и приемы глажения белья, брюк,
разных тканей.
спортивной одежды..
-Последовательность
проведения -Ориентироваться
в
расписании,
регулярной
и
сезонной
уборки приобретать билеты, обращаться за
помещения, способы подготовки жилья справкой в справочное бюро вокзала.
к зиме, весне и лету, способы ухода за -Приобретать товары с учетом их
полом в зависимости от покрытия.
необходимости и своих финансовых
-Функции
железнодорожного возможностей.
транспорта,
типы
пассажирских -Оказать первую помощь при травмах,
вагонов, виды справочных служб и ушибах, вывихах, переломах.
камер хранения, о сроках и месте -Обращаться
с
вопросами
к
возврата билетов.
работникам предприятия.
-Назначение и различие универмага и
универсама.
9
-Виды телефонной связи, правила
пользования
телефонным
справочником, виды междугородней
связи, способы оплаты, порядок заказа
переговоров.
-Меры по предупреждению несчастных
случаев, правила оказания первой
медицинской помощи при несчастных
случаях.
8 класс
1-й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- Обучающиеся должны уметь готовить -Обучающиеся
должны
уметь
пресное тесто и изделия из него, самостоятельно и без рецепта готовить
подготавливать овощи, делать заготовки пресное тесто и изделия из него,
впрок.
подготавливать
овощи,
делать
-Определять тип кожи и волос, заготовки впрок.
подбирать средства по уходу в -Самостоятельно определять тип кожи
соответствии с этим, правильно и волос, подбирать средства по уходу в
ухаживать за кожей лица и волосами.
соответствии с этим, правильно
- Правильно ухаживать за кожей лица, ухаживать за кожей лица и волосами.
шеи, рук, ног, использовать подручные -Ежедневно без напоминания взрослых
средства к имеющимся косметическим правильно ухаживать за кожей лица,
средствам.
шеи, рук, ног, использовать подручные
-Стирать и сушить изделия из средства к имеющимся косметическим
шерстяных и синтетических тканей, средствам.
гладить рубашки и блузки.
-Самостоятельно и правильно стирать
-Мыть кафельные стены, чистить и сушить изделия из шерстяных и
раковины.
синтетических
тканей,
гладить
-Покупать
билет,
пользоваться рубашки и блузки.
расписанием, обращаться за справкой.
-Мыть кафельные стены, чистить
-Находить нужные товары, выбирать раковины.
продукцию в соответствии с её -Покупать
билет,
пользоваться
качеством. o Кратко объяснять причину расписанием, обращаться за справкой.
звонка по телефону, получать справку, -Находить нужные товары, выбирать
узнавать время, культурно и вежливо продукцию в соответствии с её
разговаривать по телефону.
качеством. Кратко объяснять причину
-Оказывать первую помощь при ожоге, звонка по телефону, получать справку,
обморожении, утопающему.
узнавать время, культурно и вежливо
разговаривать по телефону.
-Оказывать первую помощь при ожоге,
обморожении, утопающему.
9 класс
1-й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
10
иметь представления о разных - знать способы хранения и
группах продуктов питания; знание
переработки продуктов питания;
отдельных видов продуктов питания, - уметь самостоятельно приготовить
относящихся к различным группам;
несложные знакомые блюда;
- понимать их значения для здорового - уметь самостоятельно совершать
образа жизни человека;
покупки товаров ежедневного
- уметь приготовить несложные виды назначения;
блюд под руководством учителя;
- знать и соблюдать правила личной
- иметь представления о санитарно- гигиены по уходу за полостью рта,
гигиенических требованиях к процессу волосами,кожей рук и т.д.;
приготовления
пищи;
соблюдение - соблюдать правила поведения в доме
требований техники безопасности при
и общественных местах;
приготовлении пищи;
представления о морально-этических
- знать отдельные виды одежды и обуви, нормах поведения;
некоторых правил ухода за ними;
- иметь некоторые навыки ведения
соблюдать усвоенные правила в домашнего хозяйства (уборка дома,
повседневной жизни;
стирка белья, мытье посуды и т. п.);
- знать правила личной гигиены и их - иметь навыки обращения в различные
выполнение под руководством
медицинские учреждения (под
взрослого;
руководством взрослого);
- знать названия предприятий бытового -уметь пользоваться различными
обслуживания и их назначения; решать средствами связи для решения
типовые практических задачи под практических житейских задач;
руководством
- знать основные статьи семейного
педагога посредством обращения в бюджета; коллективный расчет
предприятия бытового обслуживания;
расходов
- знать названия торговых организаций, и доходов семейного бюджета;
их видов и назначения;
- уметь составлять различные виды
- уметь совершать покупки различных деловых бумаг под руководством
товаров под руководством взрослого;
учителя с целью обращения в
- иметь первоначальные представления различные организации социального
о статьях семейного бюджета;
назначения.
- иметь представления о различных
видах средств связи;
- знать и соблюдать правила поведения
в общественных местах (магазинах,
транспорте,
музеях,
медицинских
учреждениях);
знать
названия
организаций
социальной направленности и их
назначения.
Изучение предмета «Основы социальной жизни» в 5 - 9 классах
направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
11
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия представлены умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу.
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять
инициативу и планировать свою деятельность.
- планировать собственную деятельность и вносить свои
коррективы, проявлять инициативу.
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя
необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты,
инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения
точности выполнения операций.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя.
- контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя.
-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей
действий; умение добывать нужную информацию
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей
действий; добывать нужную информацию и применять её, контролировать
и оценивать свои действия самостоятельно.
Познавательные учебные действия представлены умениями:
-- находить необходимую информацию в учебнике, предложенных
учителем наглядных пособиях
- преобразовывать практическую задачу в познавательную, с
помощью учителя.
планировать собственную деятельность на выполнение
познавательных задач с помощью учителя.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- умение планировать собственную деятельность.
12
5. Система оценки достижений обучающимися планируемых
результатов освоения программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он отвечает
самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и
дополнительные сведения
об изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной
материал, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей,
дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы,
подводит итог.
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он дает полный
правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает
незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности,
оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при
ответе, частично использует термины и понятия, , подводит итог при
незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он основное содержание
изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда
последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала,
при помощи учителя дает правильные односложные ответы на
поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие,
подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметка «2» не ставятся.
Нормы оценок практических умений и навыков.
Оценка «5» ставится, если обучающимся: тщательно спланировано
задание, предложенное учителем, и рационально организовано рабочее
место; правильно выполнялись все этапы практической работы; работа
осуществлялась самостоятельно и творчески; задание выполнено с учетом
установленных требований;
Оценка «4» ставится, если обучающимся: допущены незначительные
недостатки в планировании задания и организации рабочего места,
13
которые исправлялись самостоятельно; неправильно выполнены
отдельные приемы практической работы, которые после замечания
учителя практически не повторяются; работа осуществлялась
самостоятельно; задание выполнено с незначительными отклонениями от
требований.
Оценка «3» ставится, если обучающимся: допущены недостатки в
планировании задания и организации рабочего места, которые после
замечания учителя повторяются снова; неправильно выполнены отдельные
приемы практической работы, которые после замечания учителя
исправляются, но могут повториться снова; была показана низкая
самостоятельность в работе; задание выполнено с нарушением отдельных
требований;
Оценка «2» не ставится
Критерии оценивания тестовых заданий
Оценка «5» - правильное выполнение 90 - 100% заданий теста
Оценка «4» - правильное выполнение 60 - 90% заданий теста
Оценка «3» - правильное выполнение 40 - 60% заданий теста
Оценка «2» - не ставится.
6. Содержание учебного предмета
Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для
здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание,
правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи
для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце):
правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями:
значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические
средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость
ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее
белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для
поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и
солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и
приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений.
Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни,
кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов
волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.
Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных
14
видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с
компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения
зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач.
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и
приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек
и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака,
алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и
способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый
здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм
человека.
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная и
врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела.
Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств
(раствора йода, бриллиантового зеленого ("зеленки"). Профилактические
средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой
необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения.
Самолечение и его негативные последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая
помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по
предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление
больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом.
Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов "скорой" или
неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности.
Жилище. Общее представление о доме. Типы жилых помещений в
городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и
государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в
городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в
многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые
ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности
ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и
кашпо для комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в
городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и
здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской
местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход.
15
Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная
служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня,
детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната,
санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире;
печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила
техники безопасности пользования нагревательными приборами.
Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник,
мясорубка, овощерезка): назначение, правила использования и ухода,
техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный
инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды,
функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки
стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из
которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный,
смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла,
его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины,
фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами;
стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры),
условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными
машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание,
кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника
безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже
электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и
их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила
ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных
видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры,
паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению
и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная),
инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки
помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и
моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники
безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого
помещения. Уход за различными видами напольных покрытий.
16
Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка
квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и
насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме.
Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми.
Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и
борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений
ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь.Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и
возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная), способа
ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида
тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и
назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья
человека. Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных
видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей
на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой:
стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий.
Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила
сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на
этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила
использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и
приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы
глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков,
петель, зашивание распоровшегося шва. Продление срока службы одежды:
штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды
пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних
условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники
безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг.
Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги
химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в
зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в
соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды
в соответствии с индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по
продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара
(одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
17
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения
(спортивная, домашняя, выходная), вида материалов (кожаная, резиновая,
текстильная).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок
приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный
срок службы обуви, хранение чека или его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви.
Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви,
их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных
материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг.
Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила
приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для
здоровья человека.
Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и
деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека.
Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его
оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды,
правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд,
приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила
хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого
хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения.
Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью
микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного
происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое,
рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная
обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая); сорта
муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки
и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания.
Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред.
Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и
негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
18
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в
продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в
сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров:
фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в
продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).
Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках).
Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые,
постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от
магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки.
Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья).
Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор
необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление
некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака.
Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные
салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы
приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные
блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп,
макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление
меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда.
Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов.
Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за
столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление
меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина.
Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и
расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего
ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет
продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды
изделий из теста: пирожки, булочки, печенье. Приготовление изделий из
теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из
замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка,
соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры
предосторожности при употреблении консервированных продуктов.
Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт. Городской транспорт. Виды городского транспорта.
Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения
в городском транспорте.
19
Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор
рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного
пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение,
основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по
предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение.
Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения
билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон,
телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи "Почта России". Виды
почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма.
Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с
уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная
связь.
Виды
телефонной
связи:
проводная
(фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений
мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов
экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи.
Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь.
Электронная
почта.
Видеосвязь
(скайп).
Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость
отправления.
Предприятия, организации, учреждения. Образовательные
организации. Местные и промышленные и сельскохозяйственные
предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды
выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района).
Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья. Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии,
имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место
работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между
родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших
младшим: домашние обязанности.
20
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура
поведения влюбленных; выбор спутника жизни; готовность к браку;
планирование семьи).
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач,
прогулки, правильная, рациональная организация досуга. Любимые и
нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки,
посещения музеев, театров.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы;
посещение спортивных секций.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду
деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены
работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды
проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха.
Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение
маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники
дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи
расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям.
Планирование дорогостоящих покупок.
21
7. Тематическое планирование
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной
жизни»
в 5 классе
№
Название раздела, темы
Количе
ство часов
1.
Введение
2
2.
Личная гигиена и здоровье
8
3.
Охрана здоровья
6
4.
Жилище
10
5.
Одежда и обувь
9
6.
Питание
12
7.
Транспорт
6
8.
Средства связи
5
9.
Предприятия, организации, учреждения
4
10.
Семья
6
Итого
68
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной
жизни» в 6 классе
№
Название раздела, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение
Личная гигиена и здоровье
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации, учреждения
Семья
Итого
22
Количе
ство часов
1
10
5
10
11
12
4
5
3
7
68
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной
жизни» в 7 классе
№
Название раздела, темы
Количество
часов
1.
Введение
1
2.
Личная гигиена и здоровье
8
3.
Охрана здоровья
8
4.
Жилище
10
5.
Одежда и обувь
11
6.
Питание
12
7.
Транспорт
4
8.
Средства связи
6
9.
Предприятия, организации, учреждения
3
10.
Семья
5
Итого
68
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной
жизни» в 8 классе
№
Название раздела, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение
Личная гигиена и здоровье
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации, учреждения
Семья
Итого
23
Количество
часов
1
8
7
10
9
16
5
5
2
5
68
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной
жизни» в 9 классе
№
Название раздела, темы
Введение
Личная гигиена и здоровье
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации, учреждения
Семья
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Количество
часов
1
6
7
10
5
16
4
7
3
9
68
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методическая литература:
С.В.Комарова. Основы социальной жизни. 5 класс: Учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы: Москва «Просвещение»,2023
С.В.Комарова. Основы социальной жизни. 6 класс: Учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы: Москва «Просвещение», 2023
Печатное оборудование: наборы таблиц, карточки, памятки,
рабочие тетради. Таблицы демонстрационные "Кулинария" Учебный
альбом из 20 листов, формат 68*98 см
Технические средства обучения:
Микроволновая печь Candy CMXW20DW, 700Вт, 20л, цвет белый
Стиральная машина
Beko WRS54P1BSW, фронтальная, 5кг,
800об/мин
Чайник электрический KitFort КТ-622
Гладильная доска НИКА Best
Утюг Polaris PIR 3074 SG AA
Отпариватель напольный KITFORT KT-940
Паровой пылесос KitFort КТ-535-1
24
Хлебопечь Endever Skyline MB-53
Вафельница KitFort KT-1619
Блинница Redmond RSM-1409
Весы кухонные Scarlett SC-KS57P71
Мультиварка Redmond RMC-M90, 1000Вт
Мясорубка Polaris PMG 2561
Подвесная вытяжка KRONA Jessica slim 600 black PB
Холодильник Бирюса Б-M118
Электрическая плита Weissgauff WES E2V16 WE
Проектор
Интерактивная доска
Интерактивное учебное пособие "Технология. Кулинария. 5-9
классы"
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» https://multiurok.ru/
Электронная библиотека учебников и методических материалов
http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики
http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей https://nsportal. , https://proshkolu.ru/
25