муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И. муниципального образования Кущевский район РАССМОТРЕНО: на педагогическом совете ___________ Савило С.А. Протокол №1 от 29 августа 2024 г УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. ____________И.В. Кузнецова протокол педагогического совета №1 от 29.08.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ ООШ 25 им. Штанева Я.И. по адаптированным образовательным программам начального общего образования на 2024-2025 учебный год. х. Большая Лопатина 2024г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. на 2024-2025 учебный год Цели и задачи образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И реализует специальную (коррекционную) образовательную программу для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально - психологический реабилитации для последующей интеграции в общество. Цель: - обеспечение возможности получения обучающимися общего образования в пределах государственных стандартов; создание всесторонних условий для эффективного применения педагогических технологий, форм, методов, средств обучения, воспитания, коррекции и развития умственных, физических, психических и нравственных качеств личности обучающихся, реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: - построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания, развития личности обучающихся, учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося; коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями; организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционно-развивающего, лечебнопрофилактического, социально-трудового направлений деятельности; - вовлечение в социальную жизнь детей с ограниченными возможностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервнопсихического здоровья; - обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы; - совершенствование качества современного урока, занятий, их эффективности и направленности на личностные и предметные результаты обучающихся в рамках ФГОС; - обеспечение информационно - методического сопровождения введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; - работа методических объединений по подготовке и оформлению материалов по итогам реализации учебных программ и методических материалов (из опыта работы педагогов) с целью дальнейшей разработки адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) согласно ФГОС; - формирование умений, навыков педагогического самоанализа, внутреннего мониторинга. Ожидаемые результаты. "Модель" выпускника разрабатывалась педагогами и родителями обучающихся. В ней отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования, системой жизнедеятельности. "Модель" выпускника: «Развитие саморегуляции познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации». Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Особенности и специфика образовательного учреждения. В МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. осуществляет обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. В первые четыре года обучения осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. Реализуемые основные общеобразовательные программы. - Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)(14 класс). - Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для обучающихся с РАС (8.3) (5-9 класс). - Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с НОДА, вариант 2) (6.3)(1-4 классов). Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии со следующими основными федеральными и региональными нормативными документами: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; -приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее – Федеральный перечень учебников); Режим функционирования образовательного учреждения. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 1.2.3685-21 и Уставом школы. Продолжительность учебного года для учащихся 1-х классов – 33 учебные недели, для учащихся 2-11 классов – 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели для учащихся 1-9 классов – пятидневный. Продолжительность урока для первого класса в 1 четверти (сентябрь, октябрь)– по 3 урока в день по 35 минут каждый, во II четверти (ноябрь, декабрь)- по 4 урока в день по 35 минут, в III-IV четверти (январьмай) – 40 мин., 1 день в неделю-5 уроков, за счет урока физической культуры, во 2-11 классах – 40 мин. Обучение в 1 классе проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий, организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Режим начала занятий, расписание звонков Перерыв между обязательными и факультативными занятиями не менее 20 мин 1класс - I 1класс - II 2 класс 3 - 4 классы 5-9 классы полугодие полугодие 1урок 8.15-8.50 2 урок 9.00 – 9.35 динамическая пауза 9.55-10.30 3 урок 10.40-11.15 4 урок 11.25 – 12.00 1урок 8.15-8.55. 2 урок 9.05– 9.45. динамическая пауза 10.05-10.45 3 урок 10.55-11.45 4 урок 11.55 – 12.35. 5 урок 12.45 – 13.25 1урок 8.15 – 8.55 2 урок 9.05 – 9.45 3 урок 10.05 – 10.45 4 урок 11.05 – 11.45 5 урок 11.55– 12.35 1урок 8.15 – 8.55 2 урок 9.05 – 9.45 3 урок 10.05 – 10.45 4 урок 11.05 – 11.45 5 урок 11.55– 12.35 1урок 8.15. – 8.55. 2 урок 9.05. – 9.45. 3 урок 9.55. – 10.35. 4 урок 10.50. –11.30. 5урок 11.45. – 12.25. 6 урок 12.35 – 13.15. 7 урок 13.25. –14.05 Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью20 минут Продолжительность учебного года: классы 5-9 класс 1 класс Учебный год 34 учебные недели I четверть II четверть III четверть IV четверть 8 недель (с 02.09.202425.10.2024) 8 недель (с 05.11.202427.12.2024) 11 недель (с 09.01.202521.03.2025) 7 недель (с 31.03.202526.05.2025) 33 недели 8 недель 8 недель 10 недель 7 недель 33 учебные недели 34 учебные недели 1 классы + 2-4 классы + Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка: Классы 5 дневная учебная неделя 1 21 2-4 23 5 29 6-9 30 Продолжительность каникул: Каникулы Сроки Количество Выход на дней занятия Осенние 26.10.2024 – 04.11.2024 10 05.11.2024 Зимние 28.12.2024 – 08.01.2025 12 09.01.2025 Весенние 22.03.2025 – 30.03.2025 9 31.03.2025 Дополнительные 15.02.2025 по 23.02.2025 9 24.02.2025 для 1 класса Затраты времени на выполнение домашних заданий не превышает: во 2-3 классах – 1,5 часа; в 4-6 классах – 2 часа; в 7-9 классах – 2,5 часа. В 1 классе домашние задания не задаются. Расписание уроков 5-9 класс 1 урок 8.15. – 8.55. 2 урок 9.05. – 9.45. 3 урок 10.05. – 10.45. 4 урок 11.05. – 11.45. 5 урок 11.55. – 12.35. 6 урок 12.45 – 13.25. 7 урок 13.35. –14.15 Перемена 10 мин. Перемена 20 мин. Перемена 20 мин. Перемена 10 мин. Перемена 10 мин. Перемена 10 мин. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебных планов Перечень учебно-методических комплексов, используемых при реализации учебного плана МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. , приведён в приложении № 1. Особенности учебного плана Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. В обязательную часть включены образовательные области и соответствующие им предметы, наиболее важные для развития и коррекции обучающихся. Учебный план включает образовательные области, содержание которых адаптировано к возможностям детей с нарушением интеллекта, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план для 1-4 классов Учебный план реализует адаптивную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с УО 1-4 классов на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (Вариант1), АООП НОО для обучающихся с НОДА (6.3) Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. На первом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, таких как язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, физическая культура, технологии, а так же учебное время, отводимое на их изучение в 1,2,3,4 год обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часы, отведенные на часть, формируемую участниками образовательных отношений во 2-4 кассах, направлены на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: по 1 часу на русский язык, чтение, ручной труд. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана должно включать коррекционными занятиями: «Ритмика», «Логопедия», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определены исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (общекультурное, социальное, духовно-нравственное) в количестве 4 часов является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации и обеспечивают условия, благоприятствующие самореализации и успешной социальной интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями в обществе. Региональная специфика учебного плана Курс «Кубановедение» реализуется в 1-4 классах за счет часов внеурочной деятельности - 1 час в 1- 4 классе. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. проводится в соответствии с действующим в учреждении «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». В 1 классе не осуществляется промежуточная аттестация. Учебный план 5-9 класс Особенности учебного плана Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. Часы в 5-9-х кассах, отведенные на часть, формируемую участниками образовательных отношений, направлены на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: по 1 часу на русский язык и математику в 5 классе, по 1 часу на русский язык и профильный труд в 6 классе и по 1 часу на профильный труд в 7-9 классе. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана в 5-9 классах представлено коррекционными занятиями: «Логопедия», «Коррекционные занятия/дефектолог», «Финансовая грамотность», «Коррекция и развитие двигательной активности». В 5-9 классах занятия по направлениям внеурочной деятельности: общекультурное, социальное, духовно-нравственное в количестве 4 ч. Региональная специфика учебного плана Курс «Кубановедение» реализуется в 5-9 классах за счет часов внеурочной деятельности в рамках курса «ОПК» - 1 час в каждом классе. Деление классов на группы При проведении учебных занятий по предметам образовательной области «Профильный труд» профилями являются в 9 классе - швейное или столярное дело. Особенности учебного плана для учащихся, обучающихся индивидуально на дому Индивидуальное обучение на дому организовано в 1-4 классах. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарногигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому. Учебный план дополнительного образования Продолжительность учебного года в рамках программ дополнительного образования составляет 34 учебных недели. Дополнительное образование реализуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, декоративно-прикладное искусство, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, естественно-гуманитарное, прикладное творчество. Таблицы - сетки часов учебного плана Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1) для 1 - 4, Таблица-сетка часов учебного плана для организации индивидуального обучения на дому АООП НОО образования обучающихся с НОДА (вариант 6.3) для 1-4 класса Таблица-сетка часов учебного плана дополнительного образования для обучающихся 1-9 классов Индивидуальный учебный план по АООП с УО (вариант 1) для обучающейся 4 класса Шестаковой Елены Владимировны на 2024-2025 учебный год 2.Социальное направление 3.Духовно – нравственное направление Итого 3.«Орлята России» 4. «ОПК» И.о. зам. директора по УВР 4 класс Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Чтение (Литературное чтение) 1.4 Литературное чтение 1.5. Речевая практика 2.Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3.Естествознание 3.1.Мир природы и человека 3.2.Природоведение 3.3.Биология 3.4.География. 4. Человек и общество 4.1. Основы социальной жизни. 4.2. Мир истории. 4.3.История отечества 4.4. Этика 4.5. Обществоведение 5.Искусство 5.1.Музыка 5.2.Рисование (изобразительное искусство) 6.Физическая культура 6.1.Адаптивная физическая культура 7.Технологии 7.1.Ручной труд 7.2.Профильный труд Цветоводство и декоративное садоводство Столярное дело Штукатурно - малярное дело Подготовка младшего обслуживающего персонала Швейное дело Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность (по направлениям) 1.Общекультурное 1.«Разговоры о важном» направление 2. «Безопасные дороги Кубани» 3 класс Учебные предметы 2 класс Предметные области 1 класс Первый этап обучения 3 3 4 5 4 5 4 5 2 3 2 4 2 4 2 4 2 1 1 1 2 1 3 2 1 1 3 2 1 1 3 2 1 1 3 2 21 23 23 23 21 3 23 3 23 3 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 4 С.А. Савило Индивидуальный учебный план АООП НОО для обучающихся с НОДА с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 6.3) в условиях индивидуального обучения детей на дому в 2024-2025г, обучение учащегося 2 класса по программе 1 класса Мамардашвили Ильи Кобовича Предметные области Учебные предметы Классы Обязательная часть Язык и речевая Общение (общение и чтение) практика Общение (письмо) Письмо Математические Математика представления Развитие речи и Окружающий мир окружающий природный мир Жизнедеятельность человека Домоводство (самообслуживание) Изобразительная деятельность (лепка, Искусство рисование, аппликация) Итого КоррекционноСенсорное развитие развивающая область Предметно-практические (коррекционных действия занятия) Всего Итого с совместной работой с родителями И.о. зам. директора по УВР I II Самос тоятел ьная работа Всего с родите лями 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 1 2 1 1 1 3 2 2 2 6 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 1 2 1 1 1 3 6 1 6 1 8 20 2 1 1 8 8 16 часов 16 часов 2 8 24 32 С.А. Савило