Учебный план для обучающихся с ОВЗ 2024г

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И.
муниципального образования Кущевский район

РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
___________ Савило С.А.
Протокол №1
от 29 августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ ООШ №25
им. Штанева Я.И.
____________И.В. Кузнецова
протокол педагогического
совета №1 от 29.08.2024г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МБОУ ООШ 25 им. Штанева Я.И.
по адаптированным образовательным программам
начального общего образования
на 2024-2025 учебный год.

х. Большая Лопатина
2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И.
на 2024-2025 учебный год
Цели и задачи образовательной организации
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
основная общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И реализует
специальную (коррекционную) образовательную программу для обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью
коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой
подготовки, социально - психологический реабилитации для последующей
интеграции в общество.
Цель:
- обеспечение возможности получения обучающимися общего образования в
пределах государственных стандартов; создание всесторонних условий для
эффективного применения педагогических технологий, форм, методов,
средств обучения, воспитания, коррекции и развития умственных,
физических, психических и нравственных качеств личности обучающихся,
реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Задачи:
- построение в образовательном учреждении целостной системы,
обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания, развития
личности обучающихся, учета индивидуальных особенностей каждого
обучающегося; коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию детей с
ограниченными возможностями;
организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностикоконсультативного,
коррекционно-развивающего,
лечебнопрофилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- вовлечение в социальную жизнь детей с ограниченными возможностями в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем
актуального развития, состоянием физического, соматического и нервнопсихического здоровья;
- обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров,
необходимого для успешного развития школы;
- совершенствование качества современного урока, занятий, их
эффективности и направленности на личностные и предметные результаты
обучающихся в рамках ФГОС;
- обеспечение информационно - методического сопровождения введения
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
- работа методических объединений по подготовке и оформлению
материалов по итогам реализации учебных программ и методических
материалов (из опыта работы педагогов) с целью дальнейшей разработки
адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП)
согласно ФГОС;

- формирование умений, навыков педагогического самоанализа, внутреннего
мониторинга.
Ожидаемые результаты.
"Модель" выпускника разрабатывалась педагогами и родителями
обучающихся. В ней отражены именно те качества, которые формируются
под воздействием выбранного школой содержания образования, системой
жизнедеятельности.
"Модель" выпускника: «Развитие саморегуляции познавательной
деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья как
условие их успешной социализации».
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по
варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.
Особенности и специфика образовательного учреждения.
В МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. осуществляет обучение и
воспитание детей с интеллектуальными нарушениями с целью коррекции
отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а
также социально-психологической реабилитации для последующей
интеграции в общество.
В первые четыре года
обучения осуществляется всестороннее
психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося
выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью
выработки форм и методов организации образовательного процесса.
Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются
навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по
общему и речевому развитию обучающихся коррекции нарушений моторики,
отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Реализуемые основные общеобразовательные программы.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)(14 класс).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для
обучающихся с РАС (8.3) (5-9 класс).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для
обучающихся с НОДА, вариант 2) (6.3)(1-4 классов).
Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. на 2024-2025
учебный год разработан в соответствии со следующими основными
федеральными и региональными нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г., №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года № 858 «Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
допущенных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
-приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
допущенных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников" (далее – Федеральный перечень учебников);
Режим функционирования образовательного учреждения.
Организация
образовательного
процесса
регламентируется
календарным учебным графиком.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин
1.2.3685-21 и Уставом школы.
Продолжительность учебного года для учащихся 1-х классов – 33
учебные недели, для учащихся 2-11 классов – 34 учебные недели.
Продолжительность учебной недели для учащихся 1-9 классов –
пятидневный. Продолжительность урока для первого класса в 1 четверти
(сентябрь, октябрь)– по 3 урока в день по 35 минут каждый, во II четверти
(ноябрь, декабрь)- по 4 урока в день по 35 минут, в III-IV четверти (январьмай) – 40 мин., 1 день в неделю-5 уроков, за счет урока физической
культуры, во 2-11 классах – 40 мин.
Обучение в 1 классе проводится без бального оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий, организуются дополнительные
недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучения.
Режим начала занятий, расписание звонков
Перерыв между обязательными и факультативными занятиями не менее 20
мин
1класс - I
1класс - II
2 класс
3 - 4 классы
5-9 классы
полугодие
полугодие
1урок 8.15-8.50
2 урок 9.00 – 9.35
динамическая пауза
9.55-10.30
3 урок 10.40-11.15
4 урок 11.25 – 12.00

1урок 8.15-8.55.
2 урок 9.05– 9.45.
динамическая пауза
10.05-10.45
3 урок 10.55-11.45
4 урок 11.55 – 12.35.
5 урок 12.45 – 13.25

1урок 8.15 – 8.55
2 урок 9.05 – 9.45
3 урок 10.05 – 10.45
4 урок 11.05 – 11.45
5 урок 11.55– 12.35

1урок 8.15 – 8.55
2 урок 9.05 – 9.45
3 урок 10.05 – 10.45
4 урок 11.05 – 11.45
5 урок 11.55– 12.35

1урок 8.15. – 8.55.
2 урок 9.05. – 9.45.
3 урок 9.55. – 10.35.
4 урок 10.50. –11.30.
5урок 11.45. – 12.25.
6 урок 12.35 – 13.15.
7 урок 13.25. –14.05

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью20 минут

Продолжительность учебного года:
классы
5-9 класс

1 класс

Учебный
год
34 учебные
недели

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

8 недель (с
02.09.202425.10.2024)

8 недель (с
05.11.202427.12.2024)

11 недель (с
09.01.202521.03.2025)

7 недель (с
31.03.202526.05.2025)

33 недели

8 недель

8 недель

10 недель

7 недель

33 учебные недели
34 учебные недели

1 классы
+

2-4 классы
+

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка:
Классы
5 дневная учебная неделя
1
21
2-4
23
5
29
6-9
30
Продолжительность каникул:
Каникулы
Сроки
Количество
Выход на
дней
занятия
Осенние
26.10.2024 – 04.11.2024
10
05.11.2024
Зимние
28.12.2024 – 08.01.2025
12
09.01.2025
Весенние
22.03.2025 – 30.03.2025
9
31.03.2025
Дополнительные
15.02.2025 по 23.02.2025
9
24.02.2025
для 1 класса
Затраты времени на выполнение домашних заданий не превышает:
во 2-3 классах – 1,5 часа;
в 4-6 классах – 2 часа;
в 7-9 классах – 2,5 часа.
В 1 классе домашние задания не задаются.
Расписание уроков 5-9 класс
1 урок 8.15. – 8.55.
2 урок 9.05. – 9.45.
3 урок 10.05. – 10.45.
4 урок 11.05. – 11.45.
5 урок 11.55. – 12.35.
6 урок 12.45 – 13.25.
7 урок 13.35. –14.15

Перемена 10 мин.
Перемена 20 мин.
Перемена 20 мин.
Перемена 10 мин.
Перемена 10 мин.
Перемена 10 мин.

Выбор учебников и учебных пособий,
используемых при реализации учебных планов
Перечень учебно-методических комплексов, используемых при
реализации учебного плана МБОУ ООШ №25 им. Штанева Я.И. , приведён
в приложении № 1.
Особенности учебного плана
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. В обязательную
часть включены образовательные области и соответствующие им предметы,
наиболее важные для развития и коррекции обучающихся. Учебный план
включает образовательные области, содержание которых адаптировано к
возможностям детей с нарушением интеллекта, а также индивидуальные и
групповые коррекционные занятия.
Учебный план для 1-4 классов
Учебный план реализует адаптивную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с УО 1-4 классов на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (Вариант1), АООП НОО для обучающихся с НОДА (6.3)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение.
На первом этапе обучения в учебном плане представлены шесть
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, таких как язык и речевая
практика, математика, естествознание, искусство, физическая культура,
технологии, а так же учебное время, отводимое на их изучение в 1,2,3,4 год
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Часы,
отведенные
на
часть,
формируемую
участниками
образовательных отношений во 2-4 кассах, направлены на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части: по 1 часу на русский язык, чтение, ручной труд.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
должно включать коррекционными занятиями: «Ритмика», «Логопедия»,
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определены исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(общекультурное, социальное, духовно-нравственное) в количестве 4 часов
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной
организации
и
обеспечивают
условия,
благоприятствующие самореализации и успешной социальной интеграции
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в обществе.
Региональная специфика учебного плана
Курс «Кубановедение» реализуется в 1-4 классах за счет часов
внеурочной деятельности - 1 час в 1- 4 классе.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся МБОУ ООШ №25 им.
Штанева Я.И. проводится в соответствии с действующим в учреждении
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». В 1 классе не
осуществляется промежуточная аттестация.
Учебный план 5-9 класс
Особенности учебного плана
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение.
Часы в 5-9-х кассах, отведенные на часть, формируемую участниками
образовательных отношений, направлены на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
по 1 часу на русский язык и математику в 5 классе, по 1 часу на русский
язык и профильный труд в 6 классе и по 1 часу на профильный труд в 7-9
классе.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана в 5-9
классах
представлено
коррекционными
занятиями:
«Логопедия»,
«Коррекционные
занятия/дефектолог»,
«Финансовая
грамотность»,
«Коррекция и развитие двигательной активности». В 5-9 классах занятия по

направлениям внеурочной деятельности: общекультурное, социальное,
духовно-нравственное в количестве 4 ч.
Региональная специфика учебного плана
Курс «Кубановедение» реализуется в 5-9 классах за счет часов
внеурочной деятельности в рамках курса «ОПК» - 1 час в каждом классе.
Деление классов на группы
При проведении учебных занятий по предметам образовательной
области «Профильный труд» профилями являются в 9 классе - швейное или
столярное дело.
Особенности учебного плана для учащихся, обучающихся
индивидуально на дому
Индивидуальное обучение на дому организовано в 1-4 классах.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на
основе учебного плана образовательной организации
с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарногигиеническими
требованиями
и
медицинскими
рекомендациями,
согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося
на дому и утверждается распорядительным актом руководителя
образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.
Учебный план дополнительного образования
Продолжительность
учебного
года
в
рамках
программ
дополнительного образования составляет 34 учебных недели.
Дополнительное
образование
реализуется
по
следующим
направлениям:
спортивно-оздоровительное,
декоративно-прикладное
искусство,
социально-педагогическое,
художественно-эстетическое,
естественно-гуманитарное, прикладное творчество.
Таблицы - сетки часов учебного плана
Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1) для 1 - 4,
Таблица-сетка
часов
учебного
плана
для
организации
индивидуального обучения на дому АООП НОО образования обучающихся с
НОДА (вариант 6.3) для 1-4 класса
Таблица-сетка часов учебного плана дополнительного образования
для обучающихся 1-9 классов

Индивидуальный учебный план по АООП с УО (вариант 1)
для обучающейся 4 класса
Шестаковой Елены Владимировны
на 2024-2025 учебный год

2.Социальное направление
3.Духовно – нравственное
направление
Итого

3.«Орлята России»
4. «ОПК»

И.о. зам. директора по УВР

4 класс

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Чтение (Литературное чтение)
1.4 Литературное чтение
1.5. Речевая практика
2.Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.Естествознание
3.1.Мир природы и человека
3.2.Природоведение
3.3.Биология
3.4.География.
4. Человек и общество
4.1. Основы социальной жизни.
4.2. Мир истории.
4.3.История отечества
4.4. Этика
4.5. Обществоведение
5.Искусство
5.1.Музыка
5.2.Рисование (изобразительное искусство)
6.Физическая культура
6.1.Адаптивная физическая культура
7.Технологии
7.1.Ручной труд
7.2.Профильный труд
Цветоводство и декоративное садоводство
Столярное дело
Штукатурно - малярное дело
Подготовка младшего обслуживающего
персонала
Швейное дело
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Внеурочная деятельность (по направлениям)
1.Общекультурное
1.«Разговоры о важном»
направление
2. «Безопасные дороги Кубани»

3 класс

Учебные предметы

2 класс

Предметные области

1 класс

Первый этап
обучения

3
3

4
5

4
5

4
5

2
3

2
4

2
4

2
4

2

1

1

1

2
1
3
2

1
1
3
2

1
1
3
2

1
1
3
2

21

23

23

23

21

3
23

3
23

3
23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

4

4

С.А. Савило

Индивидуальный учебный план АООП НОО для обучающихся с НОДА
с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (вариант 6.3) в условиях индивидуального
обучения детей на дому в 2024-2025г,
обучение учащегося 2 класса по программе 1 класса
Мамардашвили Ильи Кобовича

Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Обязательная часть
Язык и речевая
Общение (общение и чтение)
практика
Общение (письмо)
Письмо
Математические
Математика
представления
Развитие речи и
Окружающий мир
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность человека
Домоводство
(самообслуживание)
Изобразительная
деятельность (лепка,
Искусство
рисование,
аппликация)
Итого
КоррекционноСенсорное развитие
развивающая область
Предметно-практические
(коррекционных
действия
занятия)
Всего
Итого с совместной работой с родителями

И.о. зам. директора по УВР

I

II

Самос
тоятел
ьная
работа Всего
с
родите
лями

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

1

2

1

1

1

3

2

2

2

6

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

1

2

1

1

1

3

6
1

6
1

8

20
2

1

1

8

8

16
часов

16
часов

2
8

24
32

С.А. Савило


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».