РП ОПК 1-4 классы 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_________ И.В.Кузнецова
Педсовет №1
от " 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы православной культуры»
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов 68 часов
Учитель Николаенко Елена Геннадьевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО

Программа разработана на основе программы «Основы православной культуры и
истории христианства». Автор А.В.Бородина М.МОФ « ОПК» 2015 г

1

2

Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение
следующих результатов.

Личностные результаты.
1. Патриотическое
1.1
1.2
1.3

1.4

2.1
2.2

становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании 2. Духовнонравственное воспитание:

признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям

3. Эстетическое воспитание:
3.1. уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
3. 2 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
4.1 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
4.2 бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5.Трудовое воспитание:
5.1 осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям 6. Экологическое воспитание:
6.1 бережное отношение к природе;
6.2 неприятие действий, приносящих ей вред
7 Формирование представлений о ценности научного познания:
7.1 первоначальные представления о научной картине мира;
Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

3

осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
сознающий свою национальную принадлежность; патриот,
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и
принимающий ценности семьи и общества;
умеющий ценить
демократические права и свободы гражданского общества России
и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на
убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру,
родной язык;
обладающий исторической памятью, чувствами
тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых
ценностей общества: священного дара жизни, человеческой
личности, семьи, Родины;
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и
лжи;
обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг,
честь, благожелательность;
имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; понимающий взаимосвязь
между внешним и внутренним миром человека; умеющий видеть и ценить красоту мира и
внутреннюю красоту человека; доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение,
обосновывать свою позицию; умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий
иные мнения, убеждения;
владеющий навыками социально-культурной адаптации и
культурой потребления информации;
отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах,
чужих людях;
имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
имеющий представления о традиционных нравственных установках;
имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий
осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
уважительно относящийся к святыням;
владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и
обществом; способный к творческому труду; бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих
ученика следующим образом:

4

владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный
конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных
учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации;
активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использующий
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы
информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с
аудио-, видео- и графическим сопровождением);
овладевший навыками смыслового
чтения текстов и жанров через бережное отношение
к слову;
овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов,
установления
причинно-следственных
связей,
готовность слушать собеседника, вести диалог;

построения

рассуждения;

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности,
адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к
нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и
других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; овладевший основными
религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
5

имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической
вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании
отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
имеющий
представления об основах православного вероучения и основах христианской
нравственности;
имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий
содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы
спасения человечества;
имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах,
об историческом событии Крещения Руси;
знающий основные православные
праздники, их происхождение и особенности празднования; имеющий представления о
таинствах Церкви;
знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе,
живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве
(зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами
поведения в обществе и правовыми нормами;
осознающий ценность
человеческой жизни;
нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания. на
отечественных духовных традициях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть I (начальная школа)
«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 17 часов
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 2 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.
Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная
красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек созидатель культуры.
Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский:
образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -3 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты.
Евангелие.
6

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях
отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила
(Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение
библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России.
Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия
каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры
России.

Тема З. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -3 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о
роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как
святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и
мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай
Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность
храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и
культурноисторической ценности православных храмов для культуры России и мировой
культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее
представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол.
Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении
народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» - 9 ч.
Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её
историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков,
Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях
русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на
территории русских кремлей.
Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная
роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль.
Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России — о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и
культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как
созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком,
культурой.
Представление
о жизни православных
людей как их постоянной
борьбе с
собственными грехами (недостатками).
7

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.
Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные
Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления
культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы»,
«русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство»,
«Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество

Учебно-Методическое обеспечение
раздела 1 программы
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для
учителей. изд. 3-е. М., 2010. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.
Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (1—4
классы). — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. М., 2014.

8

2 класс
РАЗДЕЛ 2. «мир ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 17 часов
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 2 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь.
Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром.
Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в
нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к
окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его
внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого
на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к
окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую
и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек
наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение
слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит
природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Тема 2.
«ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 14 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира.
Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во
храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных
народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной
музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь
Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа.
Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
9

Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение
Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие
Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть
Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника Светлого Христова
Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа
на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие
праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном
искусстве.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 2
ПРОГРАММЫ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А, В, Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас, Учебное пособие
для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2015. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир
вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для
учителей. Изд. 6-е. — М., 2011. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.
Демонстрационный материал. Ч. (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам,
КЛАССЫ). — м.,
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.
10

3 класс
РАЗДЕЛ З. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 17 часов
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -1ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого
«Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового
Завета, рассказываю—щая о Спасителе и спасении. Распространение Евангелия на Руси.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 5 ч.
Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о
горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.
Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.
Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов России,
её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков,
Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях
русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших
строениях на территории русских кремлей.
Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная
роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль.
Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России - о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и
культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа
как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными
грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных
граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский,
преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна»,
«отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от
поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,
«русская культура», «русский язык», «рус—ский народ», «Русское государство», «Русская
земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос
Спаситель.

Тема З. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -2 ч.
11

Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения
Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова,
Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы
Крестовоздвижения.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» -5 ч.
Повествование о сотворении мира.
Сотворение неба невидимого духовного мира. Сотворение земли видимого вещественного
мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское
столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.
Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».
Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход
израильтян из Египта.
Синайское законодательство. Золотой
Ветхозаветные пророки о Мессии.

телец.

Земля

Обетованная.

Пророк

Илия.

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 1 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество
Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» — 2 ч.
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное
отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией
Матери.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о
Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.
Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.
Учебное пособие для З класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.
Рабочая тетрадь для З класса. — Изд. 5-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.
Хрестоматия для З класса. — Изд. 3-е. — М., 2015.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3
класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010. Демонстрационные,
контрольноизмерительные материалы и справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.
Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. ( 14
классы). — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. изд. 3-е. м., 2014.

4 класс
РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ - КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ
РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 17 часов
Тема 1. «КУЛЬТУРА - ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» -1ч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства
Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия - неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в
современном мире.
Язык - особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку - проявление культуры
и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как
хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому
языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» -3 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее
Первозванном. Апостольские труды первого апостола. Древнейшие древнерусские
исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских
земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвящённые
святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного.
13

Доставление мо—щей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон.
Старейший орден России. Андреевский крест.
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской
азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод
текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке.
Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание
предков и природы два основных культа славян-язычников. Идол, кумир.
Жертвоприношения. Человеческие
жертвоприношения.
Языческие
празднования.
Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях
праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини
Ольги Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой
равноапостольный
князь
Владимир.
Изготовление
новых
идолов.
Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси - варяги Иоанн и
Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни.
Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого
Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.

Тема З. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» -3 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного
названия Православной Церкви - Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Поместные Церкви. Понятие о Соборах как органе церковного управления и решения
важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других
странах. Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый
митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и культурообразующей религии. Представление о
церковногосударственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в
государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви:
Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство
Священства, Священник иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек,
совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от
апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного
Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» -2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) общий дом христиан, посвящённый Богу, место
общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее
устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного
14

искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его
символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» -2 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания,
Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный
богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия главное богослужение
Православной Церкви.
Молитва - общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» -2 ч.
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в
русскую культуру.
Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола.
Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» -2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества.
Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри - стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь,
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина
пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский
монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи
последнего императора Николая П.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» - 1 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в
традиционной русской культуре. Семья - малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец
семейной святости царственных мучеников Николая П, Александры, Алексея, Ольги,
Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» -1 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.
Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией
Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших»,
«Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона
Божией Матери. Легенда о граде Китеже.
15

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская,
Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 4 ПРОГРАММЫ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие культурообразующая религия
России. Учебное пособие для 4 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая
религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. Изд. 4-е. —М., 2014.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие культурообразующая религия
России. 4
класс. Пособие
для
учителей.
—
М.,
2010.
Демонстрационные, контрольноизмерительные материалы и справочная литература

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.
Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам.
(1-4 классы). — М., 2014.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М.,
2014.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».