Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 25 имени Штанева Я.И. УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ И.В.Кузнецова Педсовет №1 от " 31 августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы православной культуры» Уровень образования (класс) начальное общее образование, 1-4 классы Количество часов 68 часов Учитель Николаенко Елена Геннадьевна Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО Программа разработана на основе программы «Основы православной культуры и истории христианства». Автор А.В.Бородина М.МОФ « ОПК» 2015 г 1 2 Результаты освоения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов. Личностные результаты. 1. Патриотическое 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании 2. Духовнонравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 3. Эстетическое воспитание: 3.1. уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 3. 2 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 4.1 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); 4.2 бережное отношение к физическому и психическому здоровью 5.Трудовое воспитание: 5.1 осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям 6. Экологическое воспитание: 6.1 бережное отношение к природе; 6.2 неприятие действий, приносящих ей вред 7 Формирование представлений о ценности научного познания: 7.1 первоначальные представления о научной картине мира; Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика: 3 осознающий свою российскую гражданскую идентичность; сознающий свою национальную принадлежность; патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи; обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации; отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях; имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях; имеющий представления о традиционных нравственных установках; имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; уважительно относящийся к святыням; владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; способный к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: 4 владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации; активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, готовность слушать собеседника, вести диалог; построения рассуждения; умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; знающий историю формирования отечественной культуры; имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви; владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; 5 имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности; имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; имеющий представления о таинствах Церкви; знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.); имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; осознающий ценность человеческой жизни; нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания. на отечественных духовных традициях. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Часть I (начальная школа) «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 1 класс РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 17 часов Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 2 ч. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -3 ч. Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. 6 Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России. Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Тема З. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -3 ч. Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурноисторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Тема 4. «НАША РОДИНА» - 9 ч. Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России — о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). 7 Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество Учебно-Методическое обеспечение раздела 1 программы Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителей. изд. 3-е. М., 2010. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. М., 2015. Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (1—4 классы). — М., 2014. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. М., 2014. 8 2 класс РАЗДЕЛ 2. «мир ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 17 часов Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 2 ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 14 ч. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. 9 Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб. Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 2 ПРОГРАММЫ Основные пособия ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Бородина А, В, Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас, Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2015. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014. ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. Изд. 6-е. — М., 2011. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Демонстрационный материал. Ч. (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015 Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам, КЛАССЫ). — м., Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М., 2014. 10 3 класс РАЗДЕЛ З. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 17 часов Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -1ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказываю—щая о Спасителе и спасении. Распространение Евангелия на Руси. Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 5 ч. Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель. Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России - о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «рус—ский народ», «Русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Тема З. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -2 ч. 11 Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения. Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» -5 ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба невидимого духовного мира. Сотворение земли видимого вещественного мира. Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица». Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта. Синайское законодательство. Золотой Ветхозаветные пророки о Мессии. телец. Земля Обетованная. Пророк Илия. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 1 ч. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Тема 6. «СЕМЬЯ» — 2 ч. Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). 12 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ Основные пособия ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для З класса. — Изд. 7-е. — М., 2014. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для З класса. — Изд. 5-е. — М., 2014. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для З класса. — Изд. 3-е. — М., 2015. ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010. Демонстрационные, контрольноизмерительные материалы и справочная литература Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015. Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. ( 14 классы). — М., 2014. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. изд. 3-е. м., 2014. 4 класс РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ - КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 17 часов Тема 1. «КУЛЬТУРА - ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» -1ч. Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия - неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык - особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку - проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» -3 ч. Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвящённые святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. 13 Доставление мо—щей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Православной Церковью. Князь Святослав. Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси - варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной. Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира. Тема З. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» -3 ч. Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви - Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Понятие о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах. Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии. Представление о церковногосударственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России. Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства, Священник иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания». Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» -2 ч. Храм (церковь, собор, часовня) общий дом христиан, посвящённый Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного 14 искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл. Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» -2 ч. Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства. Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия главное богослужение Православной Церкви. Молитва - общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре. Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» -2 ч. Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство. Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» -2 ч. Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность. Русские монастыри - стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи последнего императора Николая П. Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» - 1 ч. Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья - малая Церковь. Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая П, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии. Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» -1 ч. Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери. Легенда о граде Китеже. 15 Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 4 ПРОГРАММЫ Основные пособия ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. Изд. 4-е. —М., 2014. ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие культурообразующая религия России. 4 класс. Пособие для учителей. — М., 2010. Демонстрационные, контрольноизмерительные материалы и справочная литература ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015. Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (1-4 классы). — М., 2014. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М., 2014. 16 17