РП по ОПК 5-8 классы

Краснодарский край Кущёвский район х. Большое Лопатина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 25 ст. имени Я.И.Штанева

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол__№1 от 31 августа 2023г
Директор__________ И.В.Кузнецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По

основам православной культуры

Уровень образования общее образование, 5-8 классы
Количество часов: 68 часов

Учитель

(5 класс-17ч., 6 класс-17ч.,
7 класс-17ч., 8 класс- 17ч.,.)

Шудренко Наталья Владимировна

Программа разработана па основе программы Бородиной А. В. Основы
православной культуры: программа историко-культурологического курса для
общеобразовательных школ: основная школа:5-9 классы / А. В. Бородина. —
Изд.3-е перераб. М.: МОФ «ОПК», 2016.. — 24 с. (Серия «История
религиозной культуры»).

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы Бородиной А.В.
Основы православной культуры и история христианства: программа историко культурологи ческого курса для общеобразовательных школ : основная школа : 5— 9
классы / А.В. Бородина.— Изд. 3-е, перераб. — М.: МОФ «ОГ1К», 2016. — 24 с.
I (Серия «История религиозной культуры»),
1Нормативпо-правовая и концептуально-методологическая основы современного
■образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное
развитие и воспитание.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные
образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно|нравственное развитие и воспитание обучающихся. Место курса «Основы
травославной культуры» 5-9 классы в учебном плане.
Программа учебного курса «Основы православной культуры» призвана восполнить
Недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и
актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного
совершенствования личности ребёнка. Курс относится к внеурочной деятельности,
является компонентом целостного учебно-воспитательного процесса .
Программа курса используется для проведения занятий во внеурочной
пеятельности в качестве кружка «Основы православной культуры». Программа
рассчитана на 17 часов по каждому разделу, по 0,5 часа в неделю,
в 5 классе — 17 ч (0,5 ч в неделю)
в 6 классе — 17 ч (0,5 ч в неделю)
I в 7 классе — 17ч (0,5 ч в неделю)
И в 8 классе — 17 ч (0,5 ч в неделю)
I в 9 классе — 17 ч (0,5 ч в неделю)
Рорма организации работы по программе в основном - коллективная, а также
^пользуется групповая и индивидуальная формы работы.;
Хель учебного курса «Основы православной культуры» — совершенствование
икольного образования средствами включения в содержание образования
:истематических знаний о христианской религиозной культуре и ее духовно[равственного воспитывающего ресурса,
дедачи курса:
I) организация систематического изучения основ православной культуры:
!) организация изучения истории христианства;
I) духовно-нравственное развитие и воспитание школьников;
\) ознакомление с особенностями церковного искусства;
I) приобщение школьников к духовным основам и истории русского
государственного) языка;
*) обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
') ознакомление с особенностями церковного искусства;
I) приобщение к художественно-эстетическим традициям России;
>) ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений о
динстве православной культуры народов мира;
0) создание условий для реализации прав школьников на убеждения;

11) формирование целостного восприятия мира;
12) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
13) формирование культуры общения;
14) предупреждение возможных тупиков личностного развития;
15) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры
чувств;
16) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных
отношений на основе традиций культуры Отечества;
17) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и
религиозной почве;
18) воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и
историческом единстве России и российского народа и важности сохранения
культурно-национального единства;
19) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному
на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на
признании прав человека на религиозные и иные убе20) обогащение языка школьника
путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического
значения;
21) оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре
22) укрепление православных основ семьи;
23) формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной
культуры и истории;
24) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
25) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на
основе знаний об отечественной культуре и истории;
26) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в
сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы православной
культуры и история христианства»

5'-9 классы:
Личностные результаты 5 класс
6 класс
-обладать исторической памятью,
- осознавать свою российскую
чувствами тесной связи со своим
гражданскую идентичность;
- сознавать свою национальную
народом и Отечеством, осознание
ппринадлежность;
базовых ценностей общества:
- патриот, любящий свой народ, свой
священного дара жизни, человеческой
край и свою Родину;
личности, семьи, Родины;
- уважать и принимать ценности
- обладать нравственным
семьи и ообщества;
самосознанием, ддобре и зле, правде и
- уметь ценить демократические права лжи;
и ссвободы гражданского общества
- обладать такими качествами, как
России и умеющий ими пользоваться, добросовестность, справедливость,
уважающий права других людей на
верность, ддолг, честь,

ж » в гом числе
ш - г.е). национальную
: годной язык.

благожелательность.

■ ^тный, социально
>занный взгляд на мир в его
единстве и разнообразии
родов, культур и религии;
l-ощий такими качествами, как
. - -. :ность, справедливость,
'.е. честь, достоинство;
jL-оший взаимосвязь между
внутренним миром
ий видеть и ценить красоту
г :
реннюю красоту человека;
- -• -:ельный, умеющий
своё мнение,
; _ -'Ъ свою позицию.

8 класс
умеющий слышать собеседника,
уважающий иные мнения, убеждения;
владеющий навыками социально­
культурной адаптации и потребления
информации;
- отзывчивый, умеющий
сочувствовать и проявлять заботу о
близких,
товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со
взрослым и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- имеющий представления о
традиционных нравственных
установках.

значение русского языка как одной из основных национально. ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
жа интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств

tikz

1 г гинятие и
.. ■: стоятельная
„тановка новых
5н ых задач (анализ
. вий, выбор
• - зетствующего
- За действий,
с г:троль и оценка его
: _. мнения)
1
- не планировать
т у * z стижения
а .м . - .::ных целей;
3. ) v г-...;е адекватно
'эстеп ен ь
л : • “ :зной и
ОТ ■;>: •: ной трудности
- гния учебной

1. выбирать
наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
2 .контролировать и
оценивать процесс
и результат
деятельности;
3. овладеть
навыками
смыслового чтения
как способа
осмысление цели
чтения и выбор

1. понимать
возможности
различных точек
зрения, которые
не совпадают с
собственной;
2. готовность к
обсуждению
разных точек
зрения и
выработке
общей
(групповой
позиции);
3. определять
цели и функции
участников,

задачи;
4. умение обнаружить
отклонение от
эталонного образца и
внести
соответствующие
коррективы в процесс
выполнения учебной
задачи;
5. принимать решения
в проблемной
ситуации на основе
переговоров.

вида чтения в
зависимости от
цели;
4. извлечение
необходимой
информации из
прослушанных
текстов различных
жанров;
5. определение
основной и
второстепенной
информации; °
6. давать
определения
понятиям,
устанавливать
причинноследственные
связи;
7. осуществлять
расширенный
поиск информации
с использованием
ресурсов библиотек
и Интернета.

способы их
взаимодействия;
4. планировать
общие способы
работы группы;
5. обмениваться
знаниями между
членами группы
для принятия
эффективных
совместных
решений;
6. уважительное
отношение к
партнерам,
внимание к
личности
другого.

1. формирование
навыков
целеполагания,
включая постановку
новых целей,
преобразование
практической задачи в
познавательную;
2. формирование
действий
планирования
деятельности во
времени и регуляция
темпа его выполнения
на основе овладения
приемами управления
временем (таймменеджмент)
адекватная оценка

1. свободно
ориентироваться и
воспринимать
тексты
художественного,
научного,
публицистического
и официально­
делового стилей;
2. понимать и
адекватно
оценивать язык
средств массовой
информации;
3. умение
адекватно,
подробно, сжато,
выборочно
передавать

1. умение
устанавливать и
сравнивать
разные точки
зрения, прежде
чем принимать
решение и
делать выбор;
2. способность
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия;
3 . готовность
адекватно
реагировать на
нужды других,
оказывать

собственных
возможностей в
отношении решения
поставленной задачи.

i

1

содержание текста;
4 . составлять
тексты различных
жанров, соблюдая
нормы построения
текста
(соответствие теме,
жанру, стилю речи
и др.);
5. создавать и
преобразовывать
модели и схемы для
решения задач;
6. умение
структурировать
тексты,

помощь и
эмоциональную
поддержку
партнерам в
процессе
достижения
общей цели
совместной
деятельности;
4. использовать
адекватные
языковые
средства для
отражения в
форме речевых
высказываний
своих

Предметные результаты
Гченикнаучится:
^результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
1 Историю христианской Церкви.
I Заповеди, притчи некоторые библейские сюжеты.
[меть:
. Вести себя в храме.
Быть милосердным и сострадательным.
Поддерживать культурные традиции.

|

"ыть доброжелательными.
‘облюдать заповеди.

1

ручающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
ыпускннка будут сформированы:
{ентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
туп ков окружающих людей;
ание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
звитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
| ведения:
ипатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
пускник получит возможность для формирования:
орального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
s рольных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их б

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках;
0
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.

I

Г

ч

к
>€
*\

С

к
31
Р
ус

ИТ
.'в;

1Ж
чи
1ст
па*
ав*
1е(|
>Д1

ем,
,ер t

*ык
:но.
оне
»ЫКс

>и е
>бл<
*ега
Г'КВЬ

онят
ерел
яж ёг
>епш
*таел
ыке.
рков
юзна
1асит
юзна
рков*
•скрес
унаде

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть II (основная школа)

«Основы православной культуры и история христианства»
5
класс (34 часа) 17 часов
РАЗДЕЛ 5. «Основы духовности языка»
Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — (4 ч.)
1ч.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык.
Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект —
воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные
гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и

еденк
ждест
7

елигия — факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские,
зятоотеческий языки.
ема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК — ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — ( 6 ч .)
2ч.
ила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых
)зможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей
:чи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из
гарого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас
сского языка. Духовная русская лексика.
гма 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — ( 6 ч . )
2ч
:тория русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как
ык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка,
юцизмы'. Латинизмы. Церковнославянский язык в.истории славянских народов и
сской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий
тературный стиль.
!ятые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирйлл. Византия. Первые
:ссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия
ителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки,
тория создания славянской пись- менности. Кирилл и Мефодий — создатели
шянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых
зноапостольных учителей словенских МефодиЯ и Кирилла. Почитание свв.
■фодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит,
дьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире,
ча 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» — (18 ч )
12ч.
рковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского
жа. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и
ювные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и
яетической эволюции древнеславянского — церковнославянского — русского
1ка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы
и ерь.
олетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. Буквы иже и и. Буквы он и
;га.
вы зело и земля. Буквы ферт и фита. Буквы ук и ижица. Буквы кси, пси, от.
1ятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов,
сложения псалмов русскими поэтами. Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое
кёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок. Знаки
гшнания.
аем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском
ке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на
:<овнославянском языке.
значение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих;
ситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.
значение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение поювнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово
кресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о
шдесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пресвятой Богородицы:
дение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы,
дество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение
8

Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне — праздников
Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой
Богородицы. Воздвижение Местного Креста Господня.
6 класс (34 часа)

17 часов

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — (1 ч. _
О чём рассказывают основы православной культуры. Для чего нужно изучать основы
православной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — (6 ч .)
Зч.
Роль Православия в жизни российского общества.,Понятие о культурообразующей
религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов
«православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы.
Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы,
понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знания о Боге: Священное
Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда.
Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой
ранвноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — (8 ч.)
1ч
АЗ
Библия: история создания, состав Священного Писания.
ем
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета:
ОЛЬ
сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и
РУГ
Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей
ОЛЬ
Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
,
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — (7 ч .)
7ч.
®°
Храм как явление общественной жизни россиян.
Г ’
Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния
собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Г
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие
i
зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России.
[ (
Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная
^ ‘
система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
ф ат
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма.
via:
Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата,
'щее
диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме.
кала
Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию
1авш
в мае 1992 г. и последующие годы. Новый Иерусалим. «Сорок сороков» московских
ШГИ|
храмов. Храмы Московского Кремля.
кден
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — (10 ч.)
7ч.
исто
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на Гден*
религиозные темы.
9

ерковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская
юна, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на
си: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о
;рвой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек,
ндрей Рублёв и другие.
гобенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие
)городичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон,
юнографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.
/дотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская
Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская Иные виды
'авославного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного
кусства.
Q
ма 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.
о такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и велико- мученика
оргия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и
еподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и
iToro праведного Иоанна Кронштадтского.

7

класс (34 часа)

17 часов

.ЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО»
via 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — ( 3 ч.)
1ч
ib человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг
,ту. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины,
ib универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе,
пытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания
зого Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке.
;х, страсть. Антихрист.
ia 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — ( 5 ч.)
1ч
татическое устроение Римской империи во II— I. Вв. до Р.Х. Древняя Палестина
ануне Рождества Христова.
ътура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис
ований. Обожествление императора.
идание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи,
апевты. Кумранская община.
ia 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — ( 3 ч . )
2ч
цее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.
оричность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I —
ала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф
:вий «Иудейские древности». Отсчёт новой эры от Рождества Христова,
игиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени
дения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества
стова по юлианскому и григорианскому календарю.
а 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — (6 ч .)
2ч.
дение Христа и первые христиане.

ю

Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как
единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у
Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа. Язык Благовестия. Форма
иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном
домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне.
Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.
Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.
Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого
Духа.
Жизнь первых христиан. Иаков Праведный — первый епископ Иерусалимский.
Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви
Христо’вой. Погибель супругов Анании и Сапфиры.
*V Начало гонений на христиан.
Святой первомученик Стефан.
Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — (11 ч.)
7ч.
Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Мученическая
кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола
Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов. Деяния святого Апостола
Петра.
Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов от 70ти.
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой
Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение
Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы. Апостольский
Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета.
Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового
Завета.
Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком Евсевием Памфилом.
Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ
Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп,
епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский.
Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда,
Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница.
Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые
великомученица Варвара и мученица Иулиания.
Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика.
Учёные, противники христианства. Апологетические груды Тертуллиана Квинта
Септимия Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и
епископа Евсевия Памфила. Александрийское огласи- тельное училище. Климент
Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген.
Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.
Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311г. Миланский эдикт.
Святая равно-апостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение
Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иеруса- лиме. Константинополь
— первая христианская столица.
Тема 8. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»— ( 2 ч.)
1ч

11

Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы
христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых
эбразов.
Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение
христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве.
Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение
сристианских храмов.
ИТОГОВЫЙ УРОК
(Истоки и особенности христианского церковного искусства»— 1

8 класс (34 часа)
17 часов
РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО в IV - XI вв.»
ема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — (3 ч . )
2ч.
фистианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства.
!заимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий
'.есарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к
мерти. Взаимоотношения в семьях древник христиан. Отношение христиан к
равителям, к государственной службе. Причины гонений на христиан,
ема 2. «ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — (28 ч . )
12ч.
>т гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин
еликий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих
эгослужений. Принцип симфонии Церкви и государства. Юстиниан Великий:
Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.
овый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история
офийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена.
аломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и
роительство храмов на Святой земле. Источники православного вероучения.
ртодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в
равославной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.
есто Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских
зборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях. Причины созыва
;еленских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.
кеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды
отив гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархианство динамистическое
^одалистическое.
жанство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан
ступник и его «Эдикт о терпимости». Аполлинарианство, македонианство. Второй
еленский Собор. Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор.
!густин Блаженный против Пелагия.
энофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор,
ношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору,
шератор Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная
штика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор. Латеранский
Зор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы
мского Мартина.

12

Задачи Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор. «Кормчая книга».
Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.
Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия. Отделение
Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой
равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская
монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины
яковитов.
Писатели и отцы Церкви. IV век — золотой век святоотеческой письменности.
Афанасий Александрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий
Богослов, Иоанн Златоуст.
Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.
Возникновение монашества. Основные разновидности монашества:
отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний
Великий — основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей
— Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный.
Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества — восстановление полноты богообщения.
Понятие аскетизма.
Афон — удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне.
Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский.
Монашеские ордены. Святой Бонифаций. Значение эпохи Вселенских Соборов.
Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.
Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы
отделения. «Римский папа» — появление термина в III— ,IV вв. Привилегированное
положение римского епископа, претендента на почётное и юридическое первенство
среди всех христианских епископов.
Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского»
направления в христианстве. Особенности римского богослужения, амостоятельное
внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение
Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе.
Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой.
Ответ Михаила Керуллария.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

9 класс (33 часа)
АЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI— XXI вв.» — 33 часа
егиа 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» — 9 ч.
'асцвет Византии с конца IX в. до начала XIII в. Византия — важнейший
1сторический центр развития христианства. Расцвет средневековой Византии.
’азвитие культуры и искусства Византии с конца IX в. до начала XIII в. Становление
жонописных традиций. Восточный обряд и особенности Византийской цивилизации.
}акат Византийской империи. Последствия крестовых походов через Византию и
Четвёртого крестового похода против Константинополя. Освобождение
Константинополя при Михаиле VIII Палеологе. Эпоха Палеологов. Третий расцвет
византийской культуры. Монастырь Хора. Феофан Грек.
Религиозные споры. Зилоты и «политики». Патриарх Арсений и его почитатели и
последователи.
Унии и стояние в вере. Причины подписания уний. Лионская уния в 1274 г.
Последствия Лионской унии. Флорентийская уния в 1439 г Геннадий Схоларий.
Исихазм. Фессалоникийский архиепископ Григорий Палама — главный представитель
исихастского направления.
Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО
ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.
Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые
походы и их последствия.
Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV— XVI вв. Церковь и народные
движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св.
Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма
в западной культуре. Католическое церковное искусство.
Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» — 5 ч.
Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи
индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской
идеи спасения. «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии
Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483— 1543). Отлучение от Церкви и
объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М.
Лютера. Официальная протестация глав и представителей свободных городов против
сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли.
Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и
англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социальноэкономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.
Формирование двух основных течений протестантизма в период
Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные
лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические
Церкви XVIII в. Англиканская Церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты,
конгрегационалисты,

14

баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь
учеников Христа. Церковь Святости.
Сближение и смешивание консервативного и радикального течений с XVII в.
Распространение протестантизма среди народов Северной Европы, Северной Америки
и по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты».
Классификация протестантских Церквей по деноминациям. Множество различных
независимых христианских движений, Церквей, общин и сект как своеобразие
протестантизма. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях
национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской
множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку.
Формирование протестантских Церквей на основе религиозных принципов: 1)
единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета
Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3)
признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и
упрощение культов, обрядов, облика церкви; отказ от икон, статуй, мощей, алтаря; 5)
отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6)
отрицание единой иерархии Церкви и верховной власти Римского папы.
Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники.
Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни
верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность.
Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.
Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век
Просвещения, позднее — на философию либерализма, в XX веке — на развитие
зкзистенциализма и диалектической теологии.
Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех
христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда.
Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие
современного обновленчества. Тоталитарные секты.
Протестантские храмы. Богослужение. Искусство протестантского Запада.
Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» — 5 ч.
Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации. Борьба с гугенотами.
Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) i
Париже. Возникновение ордена иезуитов.
Тридентский собор 1545— 1563 гг. Контрреформация. Деление Европы на
католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г.,
принцип «чьё правление, того и религия».
Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римскокатолической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869— 1870 гг. Возникновение
самостоятельной старокатолической Церкви.
Последствия Франко-прусской войны 1870— 1871 гг. Прекращение самостоятельного
существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом
Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.
Распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах
как результат миссионерства и колониальной экспансии XIX— XX вв.

эст католическик церквей в Латинской Америке и Африке. Период перемен в
1тинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки,
ведение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев,
апряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между
ниверсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения,
атиканский собор 1962— 1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римскоатолической Церкви папой Павлом VI (1963— 1978). Римский Папа Иоанн Павел II.
Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика
оммунизма:
имско-католическая Церковь как иерархическая религиозно-политическая,
оциальио-экопомическая структура. Влияние на образование, здравоохранение,
олитику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения,
орядовости, церковного искусства.
°
ниатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского,
аронигского, сирийского, коптского.
ема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ: СВЯТАЯ РУСЬ — ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» — 9
редание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые
[ жстианские общины и храмы на территории России. Русы и Русь. Крещения русов
»князя Владимира. Крещение Руси в 986— 988 гг. Москва — Третий Рим.
гголическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича
нгерским королем Андреем (1214— 1219). Борьба северной Руси за верность
1авославию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после
юрентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки
ести католичество в России в Смутное время.
ггановление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г.
оставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым
ггриархом Московским и всея Руси. В правление Петра I свободный въезд в Россию
фаво на строительство католических храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о
i посредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и
иатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России.
}зормы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая
рковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971
I Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской
авославной Церкви.
новленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на
местном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви
:ле Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и
элы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон
ллавин). «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).
1тые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века,
шославная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь.
[тельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны,
рождение церковной жизни в России к концу XX века.
ОГОВЫЙ УРОК — 1 ч

16

Тематическое планирование внеурочной деятельности
«О сновы православной культуры
5 класс

№

Программа

Рабочая программа

i

1

Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ»

4

1

2

6
Тема 2. «РОДИОН ЯЗЫК ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА
Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО %
ЯЗЫКА»

2

Тема4
«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ
ЯЗЫК»

18

12

ИТОГО

34

17

Программа

Рабочая программа

3

4

2

6 класс
№
1

ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ

1

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

2

Тема

1.

«ЧТО

МЫ

ЗНАЕМ

О 6

3

ПРАВОСЛАВИИ» —

3

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ»

8

1

4

Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» —

7

3

5

Тема

10

7

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ»

3

3

Итого

34

17

4.

«РЕЛИГИОЗНОЕ

ИСКУССТВО»

6

класс

0

Программа

Рабочая программа

3

1

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» -

5

1

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» -

3

2

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР 6

2

Тема 1. «О ПОНИМ АН ИИ
ИСТОРИИ»

ХРИСТИАНСТВО»

Тема 5. «НАЧАЛО
РАННЕХРИСТИАНСКОЙ
ЦЕРКВИ»

2

2

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ»

11

7

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

1

1

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ 2

1

[

ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»

ИТОГОВЫМ УРОК «Истоки и
особенности христианского
церковного искусства» —

1

1

итого

34

17

Программа

Рабочая программа

3

2

1

Зкласс

...

Тема

1.

«ДО

ВСЕЛЕНСКИХ
Г

СОЬОРОВ» —

18

2

Тема

2.

«ЭП ОХ А

ВСЕЛЕНСКИХ

28

12

2

2

ИТОГОВЫЙ УРОК —

1

1

ИТОГО

34"

17

Программа

Рабочая программа

9

9

4

4

«ПРОТЕС ТАН ТС КАЯ

5

5

Тема 4. «КА ТО Л И Ц И ЗМ ПОСЛЕ

5

5

10

10

1

1

34

34

СОБОРОВ» 3

Тема

3.

«ИСТОРИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

РИМСКО-

КАТОЛ ИЧЕСКО ГО НАПРАВЛЕНИЯ
\

4

В ХРИС ТИА НС ТВЕ»

9класс
№
1

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ
ВИЗАНТИ ЙСКОЙ ИМ ПЕРИ И» -

2

Тема

2.

«РАС П РО СТРАН ЕН И Е

РИ М СКО-КАТОЛ ИЧЕСКО Й
ЦЕРКВИ
ДО П Р О ТЕС ТАН ТИ ЗМ А » —

3

Тема

3.

ТРАДИЦИЯ» —

4

РЕФ ОРМ АЦИИ»

5

Тема 5 «ПРАВОСЛАВИЕ:
СВЯТАЯ

РУСЬ

-

ПРЕЕМНИЦА

ВИЗАНТИИ» —
6

ИТОГОВЫ Й УРО К —

итого

l?

5-9 классы:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ
1. Бородина А.В. 1025-летие Крещения Руси. Православие в России // Кораб­
лик. — № 4 (38), 2013. — С. 4— 7.
2. Бородина А.В. Вход Господень в Иерусалим // Кораблик. — № 2 (36), 2013. —
С. 8— 9.
3. Бородина А.В. День народного единства — Казанская икона Пресвятой
Богородицы // Кораблик. — № 5 (45), 2014. — С. 8— 11.
Q
4. Бородина А.В. Икона и картина // Искусство. — № 5 (413), 2009. — С. 14— 17.
5. Бородина А.В. Иконостас // Искусство. — № 5 (389), 2008. — С. 10— 11.
6. 6. Бородина А.В. Исаакиевский собор // Искусство. — № 5 (389), 2008. — С.
18— 19.
7. Бородина А.В. История религиозной культуры и Основы православной
культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологи­
ческого образования. — Изд. 2-е, ппеереераб. — М., 2009.
8. Бородина А.В. История религиозной культуры: Концепция учебного курса для
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к
«Учительской газете»). — № 48, 28 ноября 2002.
9. Бородина А.В. История религиозной культуры: Методология курса // Сто
друзей (приложение к «Учительской газете»). — № . 51, 19 декабря 2002.
10. Бородина А.В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и
11. задачи курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 47, 21
12. ноября 2002.
13. Бородина А.В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое
обоснование курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 49,
5 декабря 2002.
14. Бородина А.В. История религ иозной культуры: Преподавание курса в
средней школе // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 50,12
декабря 2002.
15. Бородина А.В. История религиозной культуры: Причины введения религи­
оведения в содержание образования // Сто друзей (приложение к «Учитель- ской
газете»). — № . 52, 26 декабря 2002.
16. Бородина А.В. Киево-Печерская Лавра // Кораблик. — № 4 (43), 2014. — С.
16— 25.
-17. Бородина А.В. Княжеская архитектура // Искусство. — № 6 (342), 2006. — С.
5— 7.
18. Бородина А.В. Когда не видно было неба // Кораблик. — № 6 (40), 2013. С.
>8— 31.
20

19. Бородина А.В. «В начале было слово» — Святые равноапостольные учите­
ли словенские Мефодий и Кирилл// Кораблик. — № 2 (48), 2015. — С. 8— 17.
20. Бородина А.В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции
по курсам: ОПК, ИРК.— Изд. 2-е, испр. — М., 2007.
21. Бородина
А.В. Пасха Господня // Кораблик. — № . 3 (37), 2013. — С. 8— 9.
\
22. Бородина А.В. Собор Василия Блаженного // Искусство. — №5 (389), 2008.
23. — С. 14— 15.
24. Бородина А.В. Сретение Господне // Кораблик. — №1 (35), 2013. — СЮ— 11.
25. Бородина А.В. Уроки религии — норма светского государства // Человек и
закон. — N.°2, 2009. — С. 76— 82.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».